Главная » Абитуриентам » ПРАВИЛА ПРИЕМА


Правила приема

 

Прием кандидатов в училище осуществляется по результатам конкурсных вступительных испытаний по русскому языку и музыкальным дисциплинам, проверки их психологической готовности к обучению в училище, физической подготовленности, а также на основании оценки документов, характеризующих общественные, творческие и спортивные достижения кандидатов.

В ходе конкурсных вступительных испытаний проводится:

- определение психологической готовности кандидатов к обучению;

- определение физической подготовленности кандидатов;

- вступительные испытания по русскому языку и музыкальным дисциплинам.

Определение психологической готовности кандидатов к обучению включает в себя их социально-психологическое изучение, а также психологическое и психофизиологическое обследования, по результатам которых готовятся соответствующие заключения.

Определение физической подготовленности кандидатов. Кандидаты выполняют упражнения: подтягивание на перекладине, бег на 100 м., бег на 1 км.


Наименование упражнения Номер упражнения Единица измерения 9-й класс
"отл." "хор." "удовл."
Подтягивание на перекладине 3 кол-во раз 12 11 9
Бег на 100 м 23 с. 14,2 14,6 15,2
Бег на 1 км 27 мин., с. 3,35 3,45 4,10


Вступительное испытание по русскому языку проводится в форме экзамена (письменный диктант).

Вступительные испытания по музыкальным дисциплинам проводятся в форме экзамена в объеме образовательной программы детской музыкальной школы по следующим дисциплинам: музыкальный инструмент (практически), сольфеджио, элементарная теория музыки (письменно и устно).

 

Примерный уровень требований вступительных испытаний

творческой направленности:

 

1.     Музыкальный инструмент (исполнение сольной программы)

 

Абитуриент должен исполнить:

- гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;

- этюд;

- две разнохарактерные пьесы, либо часть концерта, сонаты.

 

 

Примерные программы:

Флейта:

- гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;

- этюды Н. Платонова из сборника «24 этюда для флейты»; Э. Келлера из сборника «Этюды для флейты» 1 тетрадь (ор. 33);

- В. Блодек. Концерт, 2 и 3 части; Ф. Пуленк. Соната, 1 и 2 части; Я. Стамиц. Концерт, 1 часть.

Гобой:

- гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;

- этюды В. Ферлинга из сборника «48 этюдов для гобоя» ор. 31;

- Е. Фиала. Концерт; А. Лядов. Скорбная песнь; Г.Ф. Гендель. Жига.

Кларнет:

- гаммы и арпеджио в тональностя до трех знаков включительно;

- Г. Клозе. Этюд № 3 из сборника «15 этюдов для кларнета»; А. Штарк. Этюд №16 из сборника «36 этюдов для кларнета»;

- Н. Римский-Корсаков. Концерт; К. Вебер. Концертино; А. Лядов. Прелюдия; Л. Обер. Жига.

Фагот:

- гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;

- Ю. Вейсенборн. Этюды №№ 10-20 из сборника «Этюды для фагота»;

- А. Вивальди. Соната ми минор, 2 часть; В. Купревич. Романс; А. Вивальди. Концерт до мажор, 1 и 2 части.

Саксофон:

- гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;

- М. Мюль. Этюды;

- И.С. Бах. Сицилиана и аллегро; М. Готлиб. Концерт, 1 или 2 часть; Р. Бюссер. Астурия.

Валторна:

- гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;

- К. Копраш. Этюды №№ 8-10 из сборника «Этюды для валторны (1 и 2 тетради);

- В.А. Моцарт. Концерт № 1, 1 или 2 части, Концерт № 3 I или II-III части. А. Скрябин. Романс; Г.Ф. Гендель. Бурре; А. Экклс. Соната.

Труба:

- гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;

- В. Вурм. Этюды №№ 6, 16, 17, 20, 33 из сборника «Избранные этюды для трубы»; С. Баласанян. Этюды из сборника «25 легких этюдов для трубы»;

- В. Щелоков. Концерт № 3; Т. Альбинони. Концерт ми бемоль мажор - 
3 и 4 части; Т. Альбинони Концерт соль минор  - 1 и 2 части; Ц. Кюи. Восточная мелодия; А. Гедике. Концертный этюд.

Тромбон:

- гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;

- Е. Рейхе и другие авторы. Этюды из сборника «Избранные этюды для тромбона» (сост. В. Венгловский), 1 тетрадь; В. Блажевич. Этюды из сборника «Этюды для тромбона», 1 тетрадь;

- Н. Римский-Корсаков. Концерт, 1 часть или 2 и 3 части; И.С. Бах. Ария; А. Вивальди. Аллегро.

Туба:

- гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;

- В. Блажевич. Этюд № 8 из сборника «Этюды для тубы», части 1, 2;

- Б. Марчелло. Соната фа мажор, 1 и 2 части или 3 и 4 части; В. Дубовский. Танец и песня; И.С. Бах. Ария и Бурре.

Ударные инструменты:

- гаммы до четырех знаков включительно; арпеджио по звукам малого мажорного и уменьшенного септаккордов;

- М. Гольденберг. Этюд № 1 для ксилофона;

- Г. Рзаев. Скерцо; И.С. Бах. Концерт для скрипки с оркестром ля минор, 3‑я часть; А. Вивальди. Концерт для скрипки с оркестром соль минор, 3-я часть.

 

2.     Сольфеджио (письменно)

Письменная форма предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода протяженностью 8-10 тактов. Размеры: 2/4, 3/4, 4/4.

 

Интонационные и ритмические трудности:

- различные виды мажора и минора;

- ритмические группы восьмая две шестнадцатых, две шестнадцатых восьмая, долгий и короткий пунктир.

Перед проигрыванием диктанта объявляется количество знаков (диезов или бемолей в тональности) и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 12 раз в течение 25-30 минут.

 

 

Сольфеджио, элементарная теория музыки (устно):

Сольфеджирование. Чтение с листа одноголосного музыкального примера   (Калмыков, Фридкин «Сольфеджио», часть 1, №№ 134, 175).

Слуховой анализ:

Ступени лада. Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Устный диктант. Пример проигрывается два раза.

Определение интервалов вне лада: чистых, больших, малых, тритонов.

Интервалы в ладу: все названные интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре на VII#), на II, на IV, на VI (в мажоре – на VIb ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора (отдельно или в виде последовательности из 3-4 интервалов).

Интервальные последовательности, включающие 5-7 интервалов. Последовательность проигрывается два раза.

Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находиться.

Аккорды вне лада: трезвучия (мажорные и минорные с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия в основном виде), септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный в основном виде).

Аккорды в ладу: тоническое, доминантовое, субдоминантовое трезвучия с обращениями, уменьшенные трезвучия на VII и II ступенях мажора, VII# ступени и II ступени минора, увеличенные трезвучия на VIb ступени гармонического мажора и III ступени гармонического минора в основном виде. Доминантсептаккорд с обращениями. Септаккорды II и VII ступеней в основном виде. Аккордовые последовательности, включающие 5-7 аккордов. Последовательность проигрывается два раза. В последовательности могут встретиться неполные аккорды (например, тоническое и доминантовое трезвучия без квинтового тона).

Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Интонирование ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Пение интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз от звука, с последующим разрешением в тональности мажора и минора, а также пение указанных интервалов и аккордов в ладу с разрешением.

Устная форма экзамена по сольфеджио предполагает задания по музыкальной грамоте по следующим темам: «Кварто-квинтовый круг тональностей»; «Хроматизм»; «Альтерация»; «Энгармонизм звуков и интервалов»; «Тональности первой степени родства»; «Наиболее употребительные музыкальные термины»; «Интервалы»; «Аккорды»; «Лад. Тональность»; «Характерные интервалы гармонического мажора и минора»; «Транспозиция»; «Семиступенные диатонические лады» (обзорно); «Метр. Размер. Ритм».